Центральный банк Узбекистана и "зеркальная" монетарная политика.


Как монетарная политика центрального банка касается каждого из нас. И почему от экономического роста мало кто выигрывает.

Наверное мало кто задумывался о том, чем же должен заниматься центральный банк (далее ЦБ). Сегодня я хочу обратить ваше внимание на такие важные составляющие как инфляция, курс национальной валюты, эмиссию денег, а так же на доступности и стоимости кредитов.

Инфляция это рост цен, который мы наблюдаем глядя на ценники в магазинах, счетах за коммунальные услуги, а также стоимость прочих товаров и услуг. Так вот, как написано в учебниках по экономике, ЦБ РУз начинает бороться с этим неприятным явлением с помощью поднятия процентной ставки (у нас это называется ставка рефинансирования) до невероятных размеров 16%. Вроде бы всё логично. Но инфляция как и прежде остаётся высокой, увеличения зарплат и пенсий практически не поднимают уровень жизни. Так в чём же причина инфляции, если не из-за процентной ставки? Как написано в учебниках и как это работает в рыночных экономиках, монетарная политика ЦБ напрямую влияет на инфляцию. Тоесть от того, сколько денег ЦБ допускает в экономику, зависит и рост цен. Но в Узбекистане основная причина инфляции не зависит от ставки ЦБ. Есть 3 основные причины на которые я хочу обратить внимание.

Одна из причин повышения цен это рост налогов, пошлин, акцизов и постепенный процесс выхода экономики из «тени». Так в 2017 году импорт товаров частично был выведен из «серой зоны» который проходил через логистическую компанию Абу Сахий. Теперь часть импорта завозят легально, уплачивая все сборы, часть всё ещё завозят используя «серые схемы». Соответственно выросла и стоимость импортных товаров.

В значительной степени вклад в инфляцию вносит НДС. Если раньше из представителей средних, малых и микро предприятий его мало кто платил, то теперь, а особенно в будущем 20%-й НДС будут платить практически все. Как вы понимаете, это прямо скажется на конечной цене товаров и услуг.

Политика перехода на «белые» зарплаты тоже влияет на цены. Раньше зарплаты зачастую платили наличными, без оформления и уплаты подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд. Теперь постепенный переход к «белым» зарплатам увеличит расходы на зарплатный фонд предприятий. Что также повлияет на себестоимость товаров и услуг.

Соответственно это тоже отразится на инфляции. Вообще выход экономики из тени всегда сопровождает инфляция. Здесь стоит упомянуть и повышение акцизов на различные товары, включая алкоголь и табачные изделия. Всё вышеперечисленное внесёт ощутимый вклад в инфляцию, это неизбежно и с этим нужно смерится, экономику нужно выводить из тени. Но эти причины инфляции не имеют никакого отношения к монетарной политике ЦБ.

Но самая важнейшая причина инфляции это хроническая девальвация национальной валюты (Сум), или ослабление к доллару. Причина девальвации заключается в том, что ЦБ более 2-х десятилетий «печатал деньги» для финансирования дефицитного госбюджета. Количество эмитированных денег всегда увеличивалось по отношению к количеству долларов в экономике Узбекистана, что в свою очередь приводило к девальвации. Растущий доллар в свою очередь тянул цены всех импортных товаров вверх. Следом тянулись и отечественные производители, так как цены на сырьё тоже тянутся за курсом доллара.

Пример как девальвация влияет на инфляцию: если в 2008 году при курсе $ - 1300 Сум, стоимость импортного товара была 3$, или 3.900 Сум, то при той же цене в 3$ но при курсе 8.750 в 2019 году, цена будет 26.250 Сум. Тоесть из-за девальвации, накопленная инфляция составила более 650% за 11 лет. И здесь действительно причина инфляции в монетарной политике ЦБ. В отличии от развитых экономик, где ЦБ является независимым и проводит кредитно-денежную политику для поддержания стабильности финансовой системы и сдерживанию инфляции, в Узбекистане ЦБ выполнял функцию печатного станка в интересах правительства, при этом совершенно игнорировались долгосрочные последствия для экономики.

Третья причина накопленной и неизбежной в будущем инфляции это тарифы госмонополий, которые всегда были ниже рыночных. Цены на топливо, газ, электроэнергию хоть и были стабильно ниже мировых, но из-за девальвации и роста цен на углеводороды всегда поднимались, внося весомый вклад в инфляцию. При переходе к рыночному ценообразованию, даже при отсутствии девальвации, неизбежен рост тарифов. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод: причина инфляции не в процентных ставках ЦБ, повышая которые, начинают ещё больше душить и без того задыхающуюся экономику.

Выход экономики из «тени» и увеличенные налоги в значительной мере увеличит наполняемость бюджета. Проведя структурные реформы правительство сможет в значительной мере ускорить экономический рост и соответственно ещё большее пополнять бюджет. А иностранные инвестиции будут способствовать развитию промышленности, экспорту и притоку валюты. В перспективе ЦБ сможет проводить независимую монетарную политику и можно будет отказаться от безобразной эмиссии денег. Это всё теоретически, на реальные реформы государство так и не решилось.

Надо признать экономика Узбекистана всё равно росла быстрее мировой раза в два с половиной. Вы случайно не заметили, что рост экономики, скажем с 2005 года не привёл к значительному повышению уровня жизни? Ведь номинальный ВВП в долларах вырос более чем в 3.5 раза. Если считать всё в долларах, то зарплаты и цены в среднем растут примерно одинаково. И цены на недвижимость в том числе.

Так как же победить или хотя бы переиграть инфляцию? Ответ дают крупнейшие центральные банки мира, а именно ЕЦБ, ФРС и Банк Японии: крупнейшие ЦБ проводят монетарную политику с целевыми показателями инфляции в 2%. Это главная цель. Не рост экономики, не снижение безработицы, а именно разогнать инфляцию до 2%. Поэтому когда рынки прогнозируют процентную ставку, в первую очередь обращают внимание на инфляцию. В развитых странах с высокой конкуренцией инфляции почти нет. Зачем же ЦБ хотят разогнать инфляцию? Наверное ответ многих удивит: обесценивать долги заёмщиков. Тоесть ЦБ даёт деньги коммерческим банкам под практически нулевой процент, банки кредитуют компании и физлиц под низкий процент, а инфляция фактически обесценивает долги. В итоге долгосрочные кредиты выплачиваются в номинальном выражении с процентами, но обесцененными деньгами. Это в теории, на практике в Японии и ЕС инфляцию так и не разогнали. Нам бы их заботы.

Так почему наш ЦБ отказывается от мягкой монетарной политики? Ведь инфляция в нашем случае неизбежна. Рост зарплат автоматически вызовет инфляцию, повышение налогов и сборов, увеличение тарифов госмонополий, постепенный выход экономики из тени и другие факторы неизбежно будут вызывать инфляцию. Что касается девальвации, так там основная причина в отсутствии прироста экспорта и притока капитала, именно поэтому эмиссия денег вызывала девальвацию. Для решения этой проблемы используют структурные реформы. Нам нет смысла таргетировать инфляцию высокими ставками. Это не поможет.

Да, в действительности инфляцию любого происхождения в той или иной степени можно таргетировать высокими процентами, ужесточением условий кредитования и сокращением эмиссии денег. Пол Волкер (первый классический монетарист) председатель ФРС 1979-1987 смог обуздать галопирующую инфляцию в США до 1%, но какой ценой, в США практически перестала расти экономика. И в нашем случае это самый неудачный способ. Это всё равно что если пациент придет к врачу с сильными оттёками, а врач вместо лечения назначит ему воздержание от приёма жидкости. И действительно, при обезвоживании организма оттёки уменьшаются, но это не лечение, это лишь снятие симптомов, причём сомнительным методом. Также и с монетарной политикой, это лишь немного остудит инфляцию, но фундаментальные проблемы останутся не решёнными, а огромный потенциал роста экономики будет упущен.

Если ЦБ всё же уменьшит ставку, что это даст? Во первых доступные и дешёвые кредиты отлично стимулируют развитие малых и средних предприятий. Любые капитальные инвестиции имеют умеренную рентабельность, будь то строительство или покупка офисной, торговой, гостиничной, сервисной или производственной недвижимости. Такая же ситуация и с производственным, торговым или сервисным оборудованием. При прогнозируемой рентабельности в 15 процентов, было бы не разумно брать кредит под 20% годовых и более. Сегодня в Узбекистане кредитование экономики со стороны банков находится на очень низком уровне. Если «конкуренты» в других странах могут привлекать кредиты под 15-8%, а в развитых и того менее, то у Узбекских компаний нет таких возможностей. Не говоря уже про крупные западные корпорации, которые могут привлекать кредиты под 3 или даже меньше процента в год.

В ЦБ на это предложение конечно могут ответить тем, что при вливании денег в экономику инфляция начнёт расти. И в краткосрочной перспективе это действительно так, но в долгосрочной перспективе именно кредиты помогут удерживать инфляцию. Ведь кредиты нужно будет возвращать банкам, ещё и с процентами. В итоге, вливая кредиты в экономику сейчас, ЦБ в долгосрочной перспективе изымет больше, что в итоге будет сдерживать инфляцию. Именно при достаточном уровне закредитованности экономики на инфляцию можно будет влиять монетарной политикой.

Такая же ситуация и с кредитованием физических лиц. Доступные ипотечные кредиты могли бы решить «квартирный вопрос» для многих граждан Узбекистана, население которого за годы независимости почти удвоилось, а строительство квадратных метров не поспевает за ростом населения. Строительный сектор смог бы получить дополнительный импульс.

Если предприниматели могут получать выгоду от роста экономики, то для простых граждан, которые зачастую не имеют специальности и хорошего образования, экономический рост не даёт практически ничего, кроме незначительного увеличения потребления. Инфляция забирает почти все преимущества роста.

Сейчас как и раньше, для небогатых граждан решение квартирного вопроса практически неразрешимая задача, зарплаты не позволяют делать сбережения для покупки недвижимости. Зачастую единственный выход, это трудовая эмиграция. Но при низких процентных ставках возможно приобретение недвижимости в кредит. И даже если сегодня выплаты были бы обременительны, то при постепенном росте экономики и увеличении зарплат кредит бы не стал непосильной ношей. Вспомните сколько стоила недвижимость в 2005 году. Цены были ниже раза в 4. Такая же ситуация будет наблюдаться и через 15 лет. Зарплаты вроде бы вырастут, но для большинства населения приобретение недвижимости также будет невозможно. Аналогичная ситуация и с бизнесом. Взяв сейчас кредит на развитие, при росте экономики и увеличении прибыли кредит будет легко погасить. При этом стоимость актива увеличится.

Разница скоростей быстрорастущей экономики и низкопроцентного кредита позволяют воспользоваться преимуществами роста практически всем. Конечно монетарная политика важна, и она касается всех, но проводить разумную мягкую монетарную политику можно только при проведении структурных реформ. А что сегодня? Сегодня нам обещают независимый Центробанк, но не сейчас. А сейчас мы имеем «зеркальную» монетарную политику: в развитых экономиках ЦБ не печатают деньги для покрытия дефицита бюджета, при этом кредитую экономику под низкий процент. У нас всё наоборот: ЦБ печатает деньги для бюджета, которые будут потрачены безвозвратно, но не кредитует экономику, хотя деньги могли быть возвращены с процентами. В итоге ЦБ в долгосрочной перспективе обеспечивает нам высокую инфляцию. А что касается независимого Узбекского ЦБ, так при первом кризисе для покрытия дефицита бюджета, печатный станок включат на полную, в чём я практически уверен.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Атомная электростанция в Узбекистане. Экономический успех или стратегический просчёт

Почему растёт курс доллара в Узбекистане?